Нет ничего стыдного и зазорного в том, чтобы просить о скидке. В худшем случае вам откажут, в лучшем — вы сэкономите средства. Запомните: многие продавцы уже закладывают будущую скидку в стоимость, поэтому могут легко отминусовать 5-10% без ущерба для своей прибыли. Но они редко афишируют это, чтобы не вызвать гнев конкурентов. Так что пока не попросите скидку сами, о ней никто и не сообщит.
Бояться кого-то обидеть или показаться наглым / бедным не стоит. Известно, что копейка рубль бережет, и о скидках не стесняются просить даже хорошо обеспеченные люди, привыкшие считать свои деньги и контролировать траты. Подумайте и о том, что продавец, увидевший вас впервые, едва ли узнает вас на улице на следующий день, да и вообще беспокоиться о его мнении глупо. Помните и о том, что в интересах продавца создать для вас оптимальные условия, способствующие покупке, и скидка в них вписывается. В конце концов вы же не просите отдать вам нужную вещь бесплатно или за бесценок.
Так что просто просите: общайтесь, если это обычный магазин, пишите в чат или отправляйте e-mail, если вы делаете покупки в интернете.
Вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет», вообще во время переговоров задавать не рекомендуют. Это правило действует и во время борьбы за скидку. Пусть ваши вопросы будут открытыми и с акцентом на то, что скидка точно есть. Например, не «Скидка есть на этот товар?», а «Какая скидка на этот товар есть сегодня?» или «Как можно снизить цену?». Дело в том, что люди привыкли отвечать на вопросы в соответствии с их формулировкой, то есть в данном случае продавец начнет думать, сколько скинуть или как скинуть. Хотя не исключено, что он ответит «никакая» или «никак» соответственно.
Не всегда продавец может предоставить скидку, у него может просто не быть таких полномочий, даже если возможность снизить цену на товар в принципе имеется. При работе с интернет-магазином вашу заявку и вовсе может обрабатывать специалист колл-центра, который к самому магазину и ценообразованию имеет относительно далекое отношение.
Старайтесь общаться с тем, кто уполномочен принимать решения. Конечно, не надо бить кулаком по столу с криком «Вызовите мне менеджера!», есть более деликатные методы не обидеть продавца и мягко сподвигнуть его потревожить начальство. Во-первых, оставьте все грубости, угрозы и фразы о том, что кто-то кому-то что-то должен. Во-вторых, найдите в вашей просьбе пользу и для продавца. Уточните, есть ли скидки, может ли их дать менеджер, если продавец не вправе, попросите связаться с менеджером, а затем говорите о выгоде. Например, что оставите этому менеджеру хороший отзыв о продавце. Или что купите большой объем товара / приведете в магазин друзей, что скажется на комиссионных сотрудника, если тот свяжется с менеджером для вас.
Нервничать, пытаясь выторговать скидку, можете не только вы. Продавец тоже может испытывать стресс, придумывая, как вежливо отказать вам. Ему даже сложнее: ведь он хочет, чтобы вы все же совершили покупку и не оставили при этом негативный отзыв.
Так что грубость и напор оставьте: продавцу будет проще работать с вами, если вы будете вежливы и милы, а ему не придется обороняться и стараться всеми силами поскорее завершить разговор. Не секрет, что помогать приятнее тому человеку, который оставил хорошее впечатление. Поэтому ваша задача — заполучить расположение сотрудника магазина. Не бойтесь фраз типа «Мне будет очень приятно получить скидку, но я пойму, если вы не сможете мне ее дать. Хотя я буду очень рад, если вы постараетесь помочь мне». Можно намекнуть и о выгоде для продавца — варианты мы указывали выше, но их может быть больше, все зависит от конкретной ситуации.
Если продавец увидит, что вам ну очень нужен предлагаемый товар, вероятность получить скидку резко упадет: ведь вы в любом случае совершите покупку, просто на менее выгодных для себя условиях. Поэтому либо учитесь скрывать свои эмоции, либо на самом деле будьте готовы отказаться от покупки, если цена на нее не снизится. Избегайте фраз типа «Как долго я искал эту вещь!», «Нигде не мог найти и вот, наконец, у вас нашел!», «Покупка этой вещи — моя мечта», «Моя девушка / мой парень / мама / папа… просили на день рождения именно это!». Продавец увидит вашу заинтересованность и едва ли снизит цену. Некоторые и вовсе могут поднять ее, понимая, что вы все равно совершите покупку.
Пусть продавец видит, что по имеющейся цене вы не купите товар, так что развернитесь и идите в сторону выхода, если не получите скидку. Если вам действительно нужна эта вещь, то просто вернетесь в магазин через пару дней.
Для начала скажите продавцу, что вы хотите совершить покупку (не путайте с предыдущим пунктом, просто хотеть и нуждаться — разные вещи). А затем перейдите к денежному вопросу, честно признавшись, что хоть вам и хочется сделать покупку, цена является настоящим барьером. Вам помогут фразы типа «Мне не хватает Х рублей», «Увы, за эту цену покупать мне невыгодно», «У меня есть лимит», «Жена не простит мне покупку за эти деньги» и др. Вам не надо никого ни в чем убеждать или оправдываться перед кем-то — просто констатируйте факт. Если у продавца будет желание или возможность, он пойдет вам навстречу.
Не всегда фразы типа «Это дорого для меня» работают правильно. Что значит «дорого»? Если вы хотите получить скидку в 50%, продавец на это не пойдет. Если 5%, то почему бы и нет. Так что конкретизируйте. Фразы «100 / 500 / 1 000… рублей скинете?» лишними не будут. Возможно, после слова «дорого» продавец уже решил, что вы откажетесь от покупки или захотите значительно сбить цену, а тут вы сообщите ему, что все же раскошелитесь, но на устраивающих обе стороны условиях, поэтому продажа может состояться.
Безусловно, скидку покупатели просят для себя. Продавец это понимает, но есть несколько фраз, которые все же немного сместят вектор в другую сторону. Например: «Я могу купить эту вещь, но только на Х рублей дешевле. Является ли эта цена приемлемой для вас? Если нет, я обращусь к другому продавцу, чтобы не ущемить ваши интересы». Продавец чувствует заботу, благодаря чему вы получаете его расположение. О том, что людям, к которым мы расположены, хочется помогать, мы уже писали выше.
Этот совет подходит для покупки в интернет-магазинах. Выбирайте нужный вам товар, добавляйте его в корзину или в отложенные и больше ничего не делайте. Ряд продавцов оперативно отреагирует на такую ситуацию и напомнят вам, что вы забыли оформить покупку, а заодно скинет цену.
Мы уже затрагивали этот момент выше, когда говорили о выгоде непосредственно для продавца. Сейчас речь идет о выгоде для магазина, хотя в ход идут те же методы. Хороший отзыв, особенно на популярных площадках (их выбор зависит от того, где пользователи ищут отзывы о магазине: на городских пабликах, на Яндекс.Маркете и др.) может быть хорошей благодарностью за скидку. Кроме отзыва, можно предложить сотрудничество / оптовые покупки, но это актуально, если вам действительно нужно много позиций, например, вы делаете ремонт и ищете, где купить стройтовары, вы регулярно закупаетесь канцтоварами для детского сада и др. Оптовые продажи всегда выгоднее продавцу, и он будет заинтересован в том, чтобы дать вам скидку, получив взамен возможность сбыть немало своего товара.