Что такое аккредитив и зачем он нужен
Ежедневно тысячи людей совершают финансовые сделки на большие суммы. Подобные операции — это риск и для стороны, которая отдает деньги, и для стороны, которая их получает. Сократить риски позволяет аккредитив.
Что такое аккредитив
Аккредитив — это специальный блокированный банковский счет, который открывает покупатель для продавца при оформлении сделки. На этот счет покупатель может положить как свои личные деньги, так и деньги, которые он взял в банке, если у него есть право на кредитование.
Работа с аккредитивом включает следующие этапы:
1. Покупатель открывает в банке счет на имя продавца и кладет на него деньги, которые по договору должен передать этому продавцу.
2. Банк замораживает деньги.
3. Продавец исполняет свои обязательства по договору и предоставляет банку доказательство того, что договор исполнен.
4. Банк отдает деньги продавцу.
То есть банк выступает гарантом, что участники договора не обманут друг друга: одна сторона получит товар или услугу, а вторая деньги.
Часто аккредитив используют при продаже недвижимости, потому что в этом случае речь идет о немалых суммах. Моментом исполнения договора становится оформление сделки в Росреестре, и продавец может забрать деньги, когда покажет банку выписку из единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).
В чем выгода аккредитива
· Выгода продавца (бенефициара): он точно получит свои деньги, всю сумму, без подвоха.
· Выгода покупателя (плательщика или приказодателя): он точно получит купленный товар или услугу.
· Выгода банка: комиссия за помощь посредника, обычно это плюс-минус 1 500 рублей, в зависимости от тарифов самого банка.
Когда и кто может открыть аккредитив?
Аккредитив чаще всего открывают при продаже / покупке недвижимости (в ипотеку или нет), но он подходит при работе с любыми крупными суммами. То есть продажа автомобиля, ценных бумаг, оборудования, обмен жилья, акции и др. тоже можно продавать / покупать с использованием аккредитива.
Кроме товаров, аккредитив применим и для сферы услуг.
Сделки можно оформлять как на территории России, тогда они регулируются Гражданским кодексом (параграф 3 главы 46) и нормативами Центрального банка России. А можно оформлять международный договор, тогда он регулируется правилами Международной торговой палаты.
В качестве покупателя и продавца могут выступать юридические и физические лица.
Виды аккредитивов
Отзывные и безотзывные
Отзывный (отзывной) аккредитив покупатель может аннулировать в любой момент. Уведомлять заранее банк или покупателя он при этом не обязан, причину тоже называть не нужно. Например, покупатель может просто передумать приобретать жилье. То есть в этой ситуации продавец не получает никаких гарантий.
Безотзывный отозвать тоже можно, но для начала надо уведомить продавца о своем решении через банк. В свою очередь продавец должен дать ответ банку. То есть просто так отозвать аккредитив нельзя, нужны веские причины и согласие второй стороны.
По умолчанию все аккредитивы безотзывные, а если стороны решат сделать счет отзывным, это нужно указать отдельно.
Переводные (трансферабельные)
Не всегда деньги должен получать продавец, иногда это может сделать и третье лицо. В этом случае аккредитив считается переводным. Такой вариант выбирают, если сам продавец должен передать кому-то деньги. Чтобы сократить и упростить процедуру, момент, где продавец получает деньги, а потом самостоятельно перечисляет их третьему лицу, просто убирают из цепочки.
Кумулятивные и некумулятивные
Кумулятивный аккредитив подходит покупателю, который совершает сделки регулярно. Тогда, если деньги остаются на счете, покупатель не забирает их обратно себе, а перечисляет на новый счет, по новому договору.
Если же покупатель забирает оставшиеся деньги обратно, это некумулятивный аккредитив.
Револьверные
Этот вариант тоже для тех, кто совершает сделки регулярно, но уже с одним продавцом. Например, продавец оказывает покупателю какие-то услуги из месяца в месяц или продает товары партиями.
При таком сотрудничестве случае есть три варианта работы с аккредитивом:
· открыть аккредитив и закрыть его, когда обе стороны остановят сотрудничество (что не подходит, если стороны намерены сотрудничать долго);
· на каждую сделку открывать свой аккредитив (что не очень удобно);
· выбрать револьверный аккредитив, тогда продавец сможет получать свои деньги регулярно, по факту, то есть за выполненные услуги или проданные товары.
С красной оговоркой
По такому договору продавец может получить аванс еще до того, как выполнит все свои обязательства.
Что нужно прописать в договоре
1. Данные участников сделки. Если деньги получает не продавец, а третье лицо, то и его данные.
2. Предмет сделки и в каком случае она считается совершенной.
3. Вид аккредитива.
4. Сумма сделки.
5. Сроки выполнения сделки.
6. Размер комиссии банка. Это может быть фиксированная сумма, а может быть процент от сделки.
7. Порядок оплаты: будет ли аванс, будут ли платежи регулярными и др.
8. Порядок действий, если один из участников сделки не выполнит свои обязательства.
Дополнительно можно прописать и другие условия, которые участники сделки считают важными.
Аккредитив или банковская ячейка?
Конечно, при сделке можно открыть банковскую ячейку, но у аккредитива есть ряд преимуществ перед ней:
· он дешевле;
· не нужно использовать наличные деньги, так что риск кражи, неправильного подсчета или использования фальшивых купюр исключен;
· банк гарантирует получение денег и услуг / товаров, в то время как ячейка попросту может оказаться пустой — банк не отвечает за ее содержимое;
· при использовании аккредитива участники сделки могут находиться в разных городах: для перевода денег расстояние не помеха, банк сделает это в течение суток или даже быстрее.