Финансовая грамотность для детей: как учить ребенка пользоваться деньгами

20 октября 2020 г.
09:30
Финансовая грамотность для детей: как учить ребенка пользоваться деньгами

Рассказывайте о том, как вы планируете семейный бюджет

Для ребенка не должно быть тайной, откуда берутся деньги, на что и почему вы их тратите, почему на одну статью расходов заложена одна сумма, а на другую — другая, почему нельзя потратить все деньги на игрушки или мороженое. Сделать это можно разными способами, в зависимости от возраста ребенка: самым маленьким можно показать мандарин и разделить его на дольки, объяснив, что каждая долька — это статья расходов. Детям постарше можно рисовать диаграммы. Если вы пользуетесь наличными, то попробуйте показать свои статьи расходов наглядно: разложите деньги по разным баночкам, подписав каждую из них, и при необходимости совершить покупку берите средства из той баночки, которая соответствует поставленной цели.

Хорошо, если ребенок поймет, что есть необходимые траты (кварплата, продукты питания, проезд и др.), дополнительные (покупка одежды, без которой можно обойтись, но которую хорошо бы купить, траты на благотворительность и др.), приятные (важно баловать себя) и сбережения (либо на черный день, либо на какую-то крупную покупку).

Объясняйте, почему не всегда получается купить то, что они просят

Дети очень часто просят купить им какую-то вещь. Отвечать на просьбы раздраженным «Денег нет» нельзя. Во-первых, ребенок может увидеть, что деньги у родителей на самом деле есть, просто их тратят не на его просьбу, а на что-то другое. Во-вторых, он может начать думать, что деньги — это самая большая ценность в жизни.

Для начала покажите ребенку, что вы услышали его, что вам важно его желание купить ту или иную вещь. А затем поясните, что не можете это сделать, так как в вашем бюджете не заложены средства на нее. В конце предложите альтернативный вариант: купить что-то более дешевое, купить эту вещь на ближайший праздник, заложить расходы в бюджет на следующий месяц и купить потом. Можно использовать «отсроченный платеж»: предложите ребенку отказаться от импульсной покупки и подождать с решением как минимум до утра. Также вы можете предложить малышу накопить деньги и купить вещь самостоятельно.

Обязательно уточняйте у ребенка, почему ему хочется купить тот или иной товар: чтобы казаться успешнее одноклассников, чтобы подарить другу или что-то другое. Важно понимать мотивы детей.

Объясняйте детям, почему покупаете тот или иной товар

Многие родители ходят по магазинам с детьми. Это хорошая возможность научить малышей правильно выбирать товары. Например, поясняйте ребенку, почему вы выбираете изделие конкретного производителя: оно может быть дешевле или качественнее других. Расскажите, почему в одном случае лучше брать что-то максимально недорогое, а в другом лучше переплатить. Ребенок должен понимать, что не всегда цена является чем-то определяющим, есть еще много критериев, на которые нужно смотреть.

Привлекать малышей к покупкам можно и тогда, когда вы заказываете что-то в интернете, особенно если это что-то предназначено ребенку. Пусть он вместе с вами почитает отзывы, изучит аналоги и в итоге поможет решить, какому бренду отдать предпочтение и сколько заплатить.

Давайте карманные деньги

Работающий способ научить ребенка пользоваться деньгами — дать ему эти деньги и позволить распоряжаться ими. Есть несколько простых правил: не контролируйте траты (ребенок должен сам выбирать, что и когда купить), не шантажируйте деньгами, давайте регулярно конкретную сумму, не ругайте ребенка за «ненужные» траты и не добавляйте денег, если ребенок все потратил и хочет купить себе что-то еще. Чуть больше о карманных деньгах мы уже рассказывали в нашей статье.

Закрепляйте навыки с помощью игр

1.      Хочу или надо. Называйте вещь или действие и спрашивайте ребенка: это что-то нужное или нет? Например, новая игрушка — это хочу или надо? А осенние ботинки?

2.      Сейчас мало или потом много? Если ребенок попросит что-то, дайте ему выбор: купить желаемое сейчас или что-то более значимое попозже. Но играть стоит лишь тогда, когда вы действительно настроены совершить покупку. Кстати, историю сейчас-потом хорошо иллюстрирует сказка про Ивана-царевича, который не согласился ждать Царевну-лягушку, сжег ее кожу и в результате потерял жену.

3.      Магазин. Разложите «товары», подготовьте ценники и деньги из листиков или бумаги и устройте «поход за покупками». Пусть ребенок видит, что за разные вещи приходится отдавать разное количество денег, и эти деньги могут закончиться.

4.      Резерв. Пусть ребенок придумывает ситуации, когда срочно понадобились деньги. Это позволит ему понять, что иногда очень важно иметь средства на черный день.

5.      Реклама или обзор? Выбрать товар можно, если изучить честные отзывы и обзоры. Но иногда реклама принимает вид того или другого. Найдите несколько статей и предложите ребенку угадать, что из них реклама, а что честный обзор с описанием товара.

Хорошо, если в конце игры вы будете чем-то награждать ребенка. Как минимум шоколадкой.

Учите нематериальным ценностям

Точнее, показывайте, что есть что-то важнее денег, а фанатично привязываться к вещам не стоит. Сделать это можно, регулярно разбирая игрушки и одежду и выбирая то, что можно отдать нуждающимся. Детские дома, детские сады, бедные семьи будут очень рады таким подаркам. При этом хорошо, если вы будете разбирать не только детские вещи, но и свои: пример родителей всегда важен. Можно дарить не только что-то старое и уже надоевшее, но и относительно новое.

Не мешайте детям зарабатывать

В определенном возрасте ребенок может захотеть подработать. Например, мыть машины, разносить газеты или выполнять какие-то другие задачи. Разрешите ему делать это, но с условием, что подработка не повлияет на его успеваемость в школе. Можно доплачивать ребенку и за домашние дела, но не те, что и так входят в его обязанности, а за что-то дополнительное, например, деньги можно дать ребенку за работу на даче, если дача не является сферой его ответственности, можно попросить ребенка сшить новое платье для младшей сестренки и оплатить эту работу и др. То есть речь не идет о тех задачах, которые и так должны выполнять дети.

Не ссорьтесь из-за денег

Мы уже говорили, что нельзя ругать ребенка, если он потратил все свои карманные деньги в первый же день — любые ситуации надо проговаривать, а не делать причиной для крика. Но речь идет не только об отношениях взрослый – ребенок. Важно, чтобы и взрослые не ссорились из-за финансов. Ребенок должен видеть, что деньги — это не повод для ругани, даже если возникают спорные моменты, что только разумный подход, рациональная беседа и желание идти на контакт помогают решать финансовые проблемы. В противном случае он может решить, что деньги — это корень всех бед, либо же сделать вывод, что счастье и спокойствие семьи заключается только в достатке.

Говорите о финансах

Дети могут задавать разные вопросы, в том числе и о семейном бюджете, ценах, работе и др. Отвечайте на эти вопросы, задавайте свои. Не думайте, что начинать разговор рано, если к вам обратился дошкольник — говорить о деньгах уже можно, главное подобрать правильные слова, привести примеры, понятные малышу в том или ином возрасте.

Не создавайте негативный образ денег и не создавайте из денег кумира. То есть жаловаться на большую ипотеку или маленькую зарплату своему ребенку точно не нужно, иначе есть риск, что деньги станут его целью, ради которой он будет всю жизнь работать на нелюбимой работе или панически бояться кризисов.

Привлекайте детей к обсуждению семейного бюджета, планированию крупных покупок, пусть они видят, что не все легко дается, иногда приходится от чего-то отказаться в пользу более важных трат.

Что должны знать дети о деньгах?

3-5 лет

1.      Деньги нужны, чтобы покупать вещи и оплачивать услуги.

2.      Деньги не появляются просто так: их зарабатывают.

3.      Не все можно купить: есть дорогие вещи, а есть то, что в принципе не продается.

4.      Деньги начинаются и заканчиваются.

6-10 лет

1.      На некоторые товары бывают скидки, причины скидок разные.

2.      Деньги могут быть бумажными и электронными.

3.      Деньги можно копить и увеличивать накопления, если открыть вклад.

11-13 лет

1.      Деньги можно и нужно копить, а не тратить всю сумму.

2.      Бумажные деньги нужно защищать, например, не показывать всем, сколько их лежит в кармане.

3.      Электронные деньги тоже нужно защищать, например, не переходить на странные сайты и не вводить там свои персональные данные. О том, как защититься от мошенников, мы рассказывали здесь и здесь.

14-18 лет

1.      Сколько стоит жизнь в вашем городе: еда, кварплата и др.

2.      На что уходят его собственные карманные деньги (лучше вести бухгалтерию).

3.      Деньги уже можно начать зарабатывать самостоятельно (при желании, насильно не надо).

4.      Азартные и любые другие игры на деньги, как и сетевой маркетинг с финансовыми пирамидами — сомнительные способы заработать.

5.      Бюджет можно и нужно планировать.

6.      Деньги можно копить при помощи инвестиций и вкладов.

3 из 5 на основе 1 отзывов
Сумма
Срок
30 дней
Платеж раз в 2 недели: 39 000 руб
0%
Получить бесплатно*